Сочинения:
|
Глобальные проблемы современности и пути их разрешения
|
Обществознание.
|
К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно,требующие согласованных международных действий для их решения.
|
|
Деятельность и общение
|
Обществознание.
|
В современном научном знании вопрос о соотношения деятельности и общения остается не вполне решенным. В ряде обществоведческих теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности.
|
|
Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры современной России
|
Обществознание.
|
Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
|
|
Духовное производство и духовное потребление
|
Обществознание.
|
Духовное производство — это деятельность людей, направленная на создание новых духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как особыми профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссеры).
|
|
Духовный мир личности. Мировоззрение
|
Обществознание.
|
Термином мировоззрение обозначается сложная система взглядов человека на мир, которые разделяются членами его социальной группы (поколения, страны, социального класса, религиозной общины и т.д.).
|
|
Исторический процесс и его участники
|
Обществознание.
|
Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявляется деятельность многих поколений людей.
|
|
Наука и общество
|
Обществознание.
|
Чрезвычайная многоаспектность науки как социального феномена затрудняет выработку определения, которое всесторонне отражало бы его сущность.
|
|
Научное познание. Значение научной теории
|
Обществознание.
|
Научное познание имеет ряд принципиальных особенностей, отличий от знания, получаемого в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Именно эти отличия определяют преимущества науки, научного знания.
|
|
Образование и его роль в развитии общества
|
Обществознание.
|
Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта,знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
|
|
Общество и научно-технический прогресс
|
Обществознание.
|
Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления. Научный и технический прогресс впервые стал сближаться в XVI-XVIII вв.
|
|
Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям
|
Обществознание.
|
Термин «социальное познание» интерпретируется как познание общества, социальных явлений и процессов, протекающих в нем. В этом мысле социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности.
|
|
Познание. Истина и ее критерии
|
Обществознание.
|
Для ориентации человека в окружающем мире, для интерпретации х прогнозирования событий, для планирования и реализации дея-гельности коллективов людей, для выработки новых научных представлений необходимы знания.
|
|
Понятие общества. Сферы общественной жизни
|
Обществознание.
|
В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности.
|
|
Прогресс и регресс. Критерии прогресса
|
Обществознание.
|
Прогресс — направление развития сложных систем (в том числе социальных), для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным.
|
|
Развитие знаний об обществе. Общественные науки
|
Обществознание.
|
В научном знании выделяют естественные и общественные науки. Естественные науки (или как говорят — естествознание) представляют собой сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных явлений в особенности.
|
|
Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм
|
Обществознание.
|
Религия — это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного.
|
|
Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре
|
Обществознание.
|
Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
|
|
Свобода в деятельности человека
|
Обществознание.
|
Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности. Однако попытки ее решения осуществлялись на всем протяжении развития философской мысли.
|
|
Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества
|
Обществознание.
|
Общенаучное понятие «структура» (отлат. structure) интерпретируется как совокупность функционально связанных между собой элементов, составляющих внутреннее строение объекта.
|
|
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
|
Обществознание.
|
Главным инструментом установления и поддержания порядка в обществе, стабилизации его социальных структур является социальный контроль, представляющий собой совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение своих членов, делает его социально полезным и предсказуемым.
|
|
Социальный статус личности. Социальные роли личности
|
Обществознание.
|
Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».
|
|
Традиционное и индустриальное общество
|
Обществознание.
|
Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, обществоведы разделяют на определенные типы. Существует множество способов классификации обществ.
|
|
Трудовая деятельность человека
|
Обществознание.
|
Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд характеризуется как сознательная целенаправленная деятельность человека, результат которой содержится в его представлении и регулируется волей в соответствии с поставленной целью.
|
|
Целостность современного мира и его противоречия
|
Обществознание.
|
На современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализация общественной жизни. Эта тенденция усиливает актуальность социально-философского вопроса о единстве человечества.
|
|
Цивилизации и формации
|
Обществознание.
|
В истории социально-философской мысли в рамках рассмотрения единства и многообразия истории выделяются и иногда пересекаются два основных подхода: формационный и цивилизационный.
|
|
Человек, индивид, личность
|
Обществознание.
|
Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных.
|
|
Человеческая деятельность и ее многообразие
|
Обществознание.
|
Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек — продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.
|
|
Политико правовая сфера жизни общества:
|
Государство, его признаки
|
Обществознание.
|
Государство — организация (оружие, машина) непосредственного олитического властвования. Все ругие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти посредованно,через государство, различной мере и различных формax сотрудничая с ним.
|
|
Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура
|
Обществознание.
|
Демократия — власть народа, народовластие. Демократия — многоплановое явление,которое в политологии рассматривается как.
|
|
Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране
|
Обществознание.
|
В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями.
|
|
Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации
|
Обществознание.
|
Парламентаризм — система государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов при решающей роли парламента.
|
|
Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства
|
Обществознание.
|
«Политика — это искусство жить вместе» (Платон). Политика есть такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.
|
|
Политическая система общества, ее структура
|
Обществознание.
|
Политическая система общества (ПСО) — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов.
|
|
Политический плюрализм. Становление многопартийности в России
|
Обществознание.
|
Политический плюрализм — принцип общественно-политического и социального развития, базирующийся на существовании нескольких (или множества) независимых политических знаний.
|
|
Политический статус личности
|
Обществознание.
|
Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.
|
|
Права человека. Их закрепление в Конституции РФ
|
Обществознание.
|
10 декабря 1948г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) приняла «Всеобщую Декларацию прав человека», которая имела международное значение, провозглашала принципы правового положения личности и носила рекомендательный характер.
|
|
Правовое государство
|
Обществознание.
|
Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности, и подчиняющее власть воле суверенного народа.
|
|
Экономическая сфера жизни общества:
|
Государство и экономика
|
Обществознание.
|
Формы организации хозяйственной деятельности людей называют экономическими системами, кото-эые отражают отношения между экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
|
|
Россия на пути к рыночной экономике
|
Обществознание.
|
С разрушением командной централизованной экономики во второй половине 1980-х гг. Россия вступила на путь реформ, направленных на вхождение в рыночную экономику.
|
|
Рыночные отношения в современной экономике
|
Обществознание.
|
Рыночная экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции и ограниченного вмешательства государства в деятельность предприятий.
|
|
Человек в системе рыночных отношений
|
Обществознание.
|
Без людей не может быть никакой экономики. Экономика возникла вместе с человеком и развивается для человека, оказывая влияние на развитие человеческой личности.
|
|
Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике
|
Обществознание.
|
Экономическая сфера общества — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и главнейшим фактором, определяющим их специфику, является способ производства и распределения материальных благ в обществе.
|
|