|
Деятельность и общение. |
|
|
В современном научном знании вопрос о соотношения деятельности и общения
остается не вполне решенным. В ряде обществоведческих теорий существует
тенденция к противопоставлению общения и деятельности. К такой постановке
проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда обратил особое внимание
не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело
у него как совокупность находящихся в статике форм общения. При этом подчеркивался
фактор общения как основной в поведении людей, но была недооценена роль
преобразовательной деятельности. Таким образом, общественный процесс сводился
к процессу духовного речевого общения. |
Другая точка зрения отождествляет понятия общение и деятельность.
В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человека
в обществе. |
В современной отечественной социальной психологии принимается
идея единства общения и деятельности, но не подмена одного другим. Такой
вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих
отношений. Предполагается, что любые формы общения включены в специфические
формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения
ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности,
«по поводу» этой деятельности. |
Например, деятельный человек всегда общается: его деятельность
неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Общение формирует единство
задач, целей индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исходя из этого
факт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями.
|
Естественно, люди общаются не только по поводу той деятельности,
с которой они связаны. Для различения этих двух поводов общения ученые ввели
понятия «ролевого» и «личностного» общения. При
некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как
ролевое, деловое, предметно-проблемное. Тем самым различение ролевого и
личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и
ситуациях и то, и другое сопряжено с человеческой деятельностью. |
Идея непременного включения общения вдеятельностьгюзволяет
рассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процессе
деятельности. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредством
общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной
деятельности требует от каждого участника оптимального понимания ее целей,
задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждого
из участников. Таким образом, осуществляя функцию воздействия (регуляционно-коммуникативную
функцию), общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участников
и, следовательно, к оптимизации ее результатов. Наряду с этой функцией исследователи
выделяют информационно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции
общения. |
|
|
|