|
Наука и общество. |
|
|
Чрезвычайная многоаспектность науки как социального феномена
затрудняет выработку определения, которое всесторонне отражало бы его сущность.
В контексте рассмотрения науки как подсистемы духовной сферы общества ее
определяют как особую форму общественного сознания, отражающую бытие объективированного
духовного в специфической форме научных представлений,понятий,законов, теоретических
систем. |
В качестве базовых целей науки выступают — описание, объяснение
и предсказание процессов и явлений действительности. |
Особенность научных знаний заключается в их глубоком проникновении
в суть явлений, то есть в их теоретическом характере. Научное знание начинается
тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность — общая и
необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление
протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Научное
знание в любой области наук представляет собой огромный массив взаимодействующих
между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании
фактов; в свою очередь факты требуют построения новых теоретических моделей,
которые сначала строятся как гипотенузы, а потом обосновываются и превращаются
в теории. Иногда теория заставляет по новому интерпретировать известные
факты. |
Две важнейшие функции науки, определяющие ее особую значимость
для прогрессивного развития общества представлены теоретико-познавательной
фунщией, заключающейся в проникновении в сущность вещей, накоплении и синтезе
научного знания и прикладной — предполагающей участие науки в преобразующей
деятельности человека и общества. |
Рассматривая науку в ее взаимодействии с различными сферами
жизни человека и общества, выделяют три группы выполняемых ее социальных
функций: культурно-мировоззренческую функцию, функцию производительной силы
общества и катализатора (усилителя) процесса непрерывного совершенствования
производства, функцию социального развития и управления им. Порядок, в котором
перечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процесс
формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения
и упрочения новых каналов ее взаимодействия с обществом. |
Одна из проблем, возникших в процессе накопления научного
знания и являющаяся особо актуальной в настоящее время? — это проблема социальной
ответственности ученого за плоды его профессиональной деятельности. Результаты
научного поиска могут оказаться социально опасными, а их использование не
в научных целях может привести к негативным последствиям. Ученый должен
осознавать свою ответственность перед обществом, так как наука неотделима
от общественной жизни и может оказывать как созидательное, так и разрушительное
влияние на нее. |
|
|
|