|
Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных
отношений в нашей стране. |
|
|
В многонациональном государстве составной частью политических
отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует
отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил,
посредством которых осуществляется управление национальными отношениями,
составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная
политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим
опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных
отношений. |
В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являются
политические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы
национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных
и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного
развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных
кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы. Вместе с тем, на формирование
национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической
культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции,
социальные чувства и настроения,географические и культурно-бытовые условия
обитания наций, народностей. По существу все вопросы межнациональных отношений
приобретают политическое значение и могут быть решены на политическом уровне.
Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный
вопрос. |
Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального
неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных
наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных,
великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на
национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического
неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный
вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая.
|
Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое и
социальное содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенном
этапе развития данной страны. На конкретном содержании национального вопроса
отражаются особенности исторического развития страны и ее народов, специфика
их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой
структуры, национального состава населения, исторических и национальных
традиций и другие факторы. Причем с решением одних проблем возникают другие,
подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций.
Поэтому не может быть полного и оконча-гельного решения национального вопроса
во всех аспектах и социальных измерениях. |
Национальный вопрос в бывшем СССР был решен в нескольких
аспектах: уничтожен национальный гнет и в определенной мере — национальное
неравенство (экономическое и культурное), созданы условия цля экономического,
социального и культурного прогресса бывших национальных окраин. Вместе с
тем были допущены и серьезные ошибки и нарушения в ходе проведения национальной
политики. Противоречия и конфликтные ситуации порождались самим фактом совместного
проживания в одном союзном государстве более 130 наций, народностей, национальных
и этнических групп. Национальные образования существенно различались по
этносоциальным, этнокультурным, этно-демографическим характеристикам. Эти
различия обусловили различие интересов и потребностей народов, что и порождало
противоречия. |
Развал СССР вызвал многочисленные трения и конфликты на разных
уровнях и в разных регионах одной шестой части планеты. На фоне усиления
тенденции к национальному самоопределению, подъема национального самосознания
проявились центробежные, сепаратистские устремления этнополитических сил,
ставящих свои амбиции выше жизненных интересов народов. Причинами межнациональных
конфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные акты
несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселение
целых народов); неравномерность экономического, социального и культурного
развития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевого
принципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальные
условия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развития
территорий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство;
изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате
демографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренного
и некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценка
национального фактора властными структурами. |
Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведется
сегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятие
новой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующих
отношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделении
полномочий — все это создает правовую базу не только для развития межнациональных
отношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма,
успешного становления новой федеративной государственности. Накапливаемый
в этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализа
с учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны со
всеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявления
детерминируются общей ситуацией в стране. |
|
|
|