|
Духовное производство и духовное потребление. |
|
|
Духовное производство — это деятельность людей, направленная на создание
новых духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как особыми
профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы,
художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народных
масс (фольклор, народная медицина и т. п.).
|
Продуктами духовного производства являются разделяемые членами
общества представления, идеи, убеждения, принципы,ценности, идеалы, нормы,
верования, мифы, легенды, образующие духовное богатство человеческой культуры.
Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться,
свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени,
удовлетворяя различные духовные потребности людей. |
Для сохранения продуктов духовной деятельности людей и их
передачи последующим поколениям необходимы материальные «носители».
Духовные ценности проходят процесс материализации, воплощаясь в книги, чертежи,
формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронзу статуй, кинопленки
и т. п. Первоначально духовные потребности людей (для удовлетворения которых
и возникла уникальная отрасль создания духовных благ) были весьма незначительны,
поэтому духовное производство было вплетено в материальное производство.
При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все больше
и больше новых духовных запросов людей. С течением времени духовное производство
превратилось в самостоятельную важнейшую отрасль. |
Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальные
художественные произведения опережают свое время и не понимаются современниками,
отвергаются ими. Однако, имея внешне не проявляющуюся значимость для общества,
они с течением времени все же по достоинству оцениваются последующими поколениями.
|
Духовное потребление — процесс удовлетворения духовных потребностей
человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная
потребность, потребность в общении, эстетическая потребность. |
В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе
их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека,
духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей
субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека.
Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом,
приводящим к модификации личностных характеристик человека. |
Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется
уровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный
и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные
запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых
духовных ценностей. |
|
|
|