|
Развитие знаний об обществе. Общественные науки. |
|
|
В научном знании выделяют естественные и общественные науки.
Естественные науки (или как говорят — естествознание) представляют собой
сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных
явлений в особенности. К ним относятся, в частности, астрономия, физика,
химия, биология, математика, география. К общественным наукам относят философию,
социологию, историю, политологию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию
и другие науки, так как они исследуют закономерности функционирования и
развития общества в целом и его отдельных составляющих. |
Обществознание как направление познавательной деятельности
человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе
в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную
отрасль знания, которая выполняет интегративную (объединяющую) функцию по
отношению к частным общественным наукам и обеспечивает их единство. |
Накопление знаний об обществе имеет многовековую историю.
|
С древних времен людей интересовали вопросы, связанные с
различными проблемами функционирования и развития общества, местом и ролью
человека как члена общества. Однако в течение долгого времени познание общества
не носило строго научного характера. |
Мысли мудрецов Древнего Востока об организации мироздания,
порядке общественной жизни, отношениях между людьми содержатся в древневосточной
мифологии, в индийских Ведах, в учении Конфуция, в Даосизме. |
В высоко художественных литературных произведениях философов
античности (Платона, Аристотеля) делается попытка решения проблемы «правильного»
государственного устройства и проблемы соотношения индивида и общества. |
К анализу тенденций общественного развития, а также критике
негативных сторон государственности обращается в своем теологическом трактате
«О граде божьем» средневековый богослов Августин Блаженный.
|
Большой вклад в развитие обще-ствознания в эпоху Просвещения
вносят теоретики общественного договора — Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо.
В своих трудах они анализируют процесс перехода человечества из дообщественного
состояния в общественное, положение человека в государстве, его гражданские
права и обязанности, а также проблему ущемления государственной машиной
власти прав и свобод членов общества. |
Социалисты-утописты XVIII — начала XIX века А. Сен-Симон,
Ш. Фурье, Р. Оуэн строят модели идеального социалистического общества, которое
характеризуется социальной гармонией, равноправием и всеобщим благоденствием.
|
Таким образом, от эпохи к эпохе шло постепенное накопление
и усложнение знаний об обществе. К XIX веку обществознание окончательно
дифференцируется, определяя ряд направлений в изучении общества, которые
представлены современными общественными науками. |
|
|
|