|
Научное познание. Значение научной теории. |
|
|
Научное познание имеет ряд принципиальных особенностей, отличий от знания,
получаемого в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Именно
эти отличия определяют преимущества науки, научного знания. Наиболее важными
из таких особенностей являются следующие:
|
- систематизированность научного знания
в отличие от стихийно-эмпирического, представляющего соединение сведений,
предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении
исторического развития человечества, повседневного опыта;
- специфические способы обоснования истинности
научного знания, требование его доказуемости, предполагающее необходимость
эмпирической проверки получаемых знаний, теоретических положений, выявляемых
закономерностей;
- осознание метода, посредством которого исследуется
объект. Чем дальше наука отходит от привычных результатов повседневного
опыта, чем более абстрагируется от него, тем отчетливее проявляется
необходимость в создании системы особых методов исследования, изучения.
И наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. На
высших стадиях развития науки происходит становление методологии как
особой отрасли знания, призванной направлять научный поиск;
- научная деятельность требует особой подготовки
познающего субъекта. Она включает усвоение не только соответствующих
научных знаний, но и построение определенной системы ценностей и целевых
установок, стимулирующих научный поиск и изучение новых объектов, независимо
от актуальности практического эффекта получаемых знаний.
|
Каждый новый цикл научного познания начинается с обнаружения
некоторой проблемы. В качестве одного из вариантов решения проблемы возникает
гипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную теорию. |
Термин «теория» употребляется в двух смыслах.
В широком смысле под теорией понимают совокупность идей, направленных на
истолкование и объяснение какого-либо явления, в более узком смысле — теория
есть высшая, самая развитая форма организации научнрго знания. В этом смысле
понятие «научная теория» отличается строго логической организацией
и объективным содержанием — отражением сущности явлений, общих законов функционирования
и развития. Поэтому только научная теория дает возможность понять объект
познания в его внутренней связи и целостности как систему. Благодаря этому
теория выполняет не только функцию объяснения, но и не менее важную функциюнаучного
предвидения. |
В теоретическом уровне знания выделяют два подуровня: |
- частные теоретические модели и законы, относящиеся к достаточно ограниченной
области явлений,
- развитая теория, представляющая собой обобщенную теоретическую модель,
охватывающую все частные случаи.
|
|
|
|