|
Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей»
|
|
|
Софистика — открытый рационалистический (ранее натуралистический)
период греческой философии. |
Софистом (от греч. sohyists — искусник, мудрец) сначала именовали
человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в
какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора,
а также знаменитых «семь мудрецов». Впоследствии смысл этого
понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла. |
Софистов было немало, но наиболее характерны для сути этого
направления — Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375
до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой
индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения. |
Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не только
технике политической и юридической деятельности, но и обучали вопросам философии.
Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальных
вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству
и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям.
Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо
от вопроса об истинности. В своем стремлении к убедительности софисты доходили
до идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также что
угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило
к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях.
Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.
Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно
доказать все. |
Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор.
Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению
может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ
правления и обосновал равенство свободных людей. |
Другой представитель софистов — Горгий утверждал, что бытие
не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать,
так как между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимость
Несовместимость обусловлена способностью мышления создавать несуществующие
образы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения
— слова. |
Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной
(номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации
совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял
этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал
проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных
конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание
уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения,
что имело огромное значение в дискуссиях. |
Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства
слова. Именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга
в изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект является
мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать
человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым
и, наоборот, черное белым, а белое черным. 8 связи с этим софисты посчитали
словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным
предметом изучения. Хотя иные софисты были крупными мыслителями, релятивизм
их зачастую вел к субъективизму и скептицизму. Вместе с тем нельзя отрицать
их несомненной роли в развитии диалектики. |
|
|
|