|
Атомистическое учение Демокрита. |
|
|
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное
объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения.
После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей,
пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам,
всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их
подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой
разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного
множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой
происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться
до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. |
Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма
большого (но не бесконечно) количества частиц — весьма малых, но в силу
своей неделимости необращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как
бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было
у Зенона. |
Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положение
атомической системы — существование атомов и пустоты, образующих своими
бесконечными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных
предпосылок учения Демокрита является взгляд по которому ощущения представляют
хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. |
Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются
более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование
удостоверяется основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит
отличает то , что существует во мнении от того, что существует в действительности:
«лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении
— теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в действительности же существуют
только атомы и пустота». Однако Демокрит не отрицает реальность чувственности
воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается
изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего,
образует его причину. По-видимому Демокрит не согласен с тем, что чувственные
восприятия качеств совпадают с самими качествами. |
Атомы — малые тела, не имеющие качеств, пустота же — метод,
в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или
сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся
и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все
прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. |
Для объяснения реального многообразия действигельности Демокрит
допускает, что атомы различаются по форме, порядку и положению. Такое разделение
и лежит в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательно
не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.
Свойства горько, сладко и т.д. существуют условно, не по природе самих вещей.
Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая
ее как результат незнания. |
Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых,
огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью,
она является причиной движения живых существ. Он первым высказал идею проэктивной
объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие «пленки»
(поверхности), втекающие в глаза, уши и т.д. Иначе говоря, от предметов
исгекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств,
порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем
не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись
бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. При этом визуальный
образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо.
|
Атомическое учение распространяется Демокритом на учение
о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению
атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение.
Душа не бессмертна. |
|
|
|