|
Поиск первоосновы мира в античной философии. |
|
|
Родина философии в собственно европейском смысле слова —
Древняя Греция. |
Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета
и увядания. На первом, досократовском, этапе греческая философская мысль
носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Вместе
с тем философы (Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксагор) делают значительный
шаг от мифологии к философии пытаясь построить моноэлементарную модель бытия,
которая однако базируется не на доказательствах своих утверждений, а на
изречениях, что особенно ярко проявляется у Гераклита. На этом этапе происходит
становление философской категориальной системы. |
Следует особо отметить значение первых космоцентрических
философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального.
Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция
в интеллектуально-мировозэренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее
развитие истории. |
Следующей за милетской школой философии была элейская, более
определенно поставившая вопрос о бытии. Парменид доказывает, что бытие вечно,
неподвижно и неизменно. Действительно существует не то, что мы непосредственно
воспринимаем и чувствуем, а то, что мы мыслим. Отсюда утверждение о том,
что мыслимое существует, а немыслимое не существует. Все эти положения нашли
отражение и в знаменитых апориях (парадоксах) Зенона, таких как «Ахиллес
и черепаха», «Дихотомия (деление пополам)» и др.Значительной
в древнегреческой философии была атомистическая традиция Демокрита, углубившая
обсуждение проблемы бытия и небытия. Демокрит исходит из того, что в основе
сущего лежат неделимые, неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы,
названные им «атомами». Тем самым многообразие сущего сводится
к движущимся в пустоте атомам. Это продолжает традицию, идущую от Фалеса,
Анаксимена, Пифагора, Гераклита, но углубляет ее, поскольку у атомов больше
объяснительных возможностей, так как они могут образовать различные комбинации.
|
В дальнейшем, в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля античная
философия получает свое наивысшее, классическое развитие. |
После открытия природы как объекта философии стало возможным
поставить вопрос о человеке, а затем о Боге. |
Человек — всегда тайна не только для других, но и для себя.
Поэтому бытие человека включает в себя стремление познать себя. Познавая
внешний мир, других людей, человек познает себя. Отношение человека к другим,
Космосу характеризует в первую очередь самого познающего человека, его интенции,
ценностные установки и убеждения. В определенном смысле человек — цель)
бытия, что и подчеркнули греки, предложившие максиму «Человек есть
мера всех вещей». |
|
|
|