|
Техника: её специфика и закономерности развития. Техника
и технические науки. Философия техники. |
|
|
Под техникой понимается система созданных средств и орудий
производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления
трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой
опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения
человеческой культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно
отразились формы и способы воздействия человека на природу. Техника как
«производительные органы общественного человека» есть результат
человеческого труда и развития знания и одновременно их средство. |
Цель и функция техники — преобразовывать природу и мир человека
в соответствие с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний.
|
Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только
как средство. Конечно, можно рассматривать технику как самостоятельный феномен,
но эта самостоятельность относительна: техника органически вписана в контекст
социального бытия и сознания, составляя основу цивилизации, она находится
в потоке текущего исторического времени и постоянно прогрессирует. |
Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует
или потребляет продукты техники. Но в то же время и сам человек — продукт
своей технической деятельности. |
Исторический процесс развития техники включает три основных
этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Техника в своем развитии
сейчас, пожалуй, начинает приближаться к человеческому уровню, двигаясь
от аналогии с физическим трудом него организацией к аналогиям с ментальными
свойствами человека. Пока мы достигли зоологической стадии техники, которая
действительно значительно разработана. |
Чем менее материальной, физической или наглядной является
техническая имитация человека, тем сложнее овладеть техникой и контролировать
ее. |
Философское осмысление техники как таковой началось с середины
XIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель
— объяснить,- дз что смысл орудий труда, заключается вы том, что люди в
них проектировали сами себя. |
Постепенно в работах о технике определились два направления:
|
- инженерная философия техники;
- гуманитарная философия техники.
|
Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализирует
природу технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития.
Техника представляет как способ бытия человека в этом мире. Ф. Десауэр рассматривал
техническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающее
его. |
Вторая, анализирует положение техники в целом в жизни общества,
влияние ее на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника
подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации
ограничены, так как они ориентированны на приспособление к нуждам и целям
человека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая
человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние
имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива.
|
Одной из важнейших проблем, которой занимается философия
техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего
технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей
до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека.
При этом число людей, которых затрагивают технические мероприятия или их
побочные эффекты, увеличилось до громадной величины. Затронутые этими воздействиями
люди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производит
данные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческой
деятельности. Человек своим вмешательством может их постоянно нарушать и
даже разрушать. Несомненно, это абсолютно новая ситуация: никогда прежде
человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь
в частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающим
образом довести ее до вырождения. |
|
|