|
Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования
и функционирования духовной жизни общества. |
|
|
Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который
отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер.
Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого
и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком
самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. |
История человечества показала противоречивость человеческого
духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.
|
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент
решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого
развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал
духовности, зависит его настоящее и будущее. |
Духовность — сложное понятие. Оно использовалось прежде всего
в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь
оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит
функция творения и определения судеб мира и человека. |
Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей,
целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню
освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения
«истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом
пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать
утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «вкеличност-ным»,
составляющим «мир человека». |
Духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека
и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.
|
Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная,
надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней
предметности, а как идеальная реальность, совокупность смыс-ложиэненных
ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество
и направленность социального и индивидуального бытия. |
Генетически духовная сторона бытия человека возникает на
основе его практической деятельности как особая форма отражений объективного
мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая,
духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь
не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается
в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых»
моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий,
образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и
по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить
над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей
материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало
бы потерю ориентации человека и общества в мире. |
Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее
является общественное и индивидуальное сознание. |
Элементами духовной жизни общества принято считать также: |
- духовные потребности;
- духовную деятельность и производство;
- духовные ценности;
- духовное потребление;
- духовные отношения;
- проявления межличностного духовного общения.
|
|
|