|
Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности.
|
|
|
В современном философском языке понятия «культура»
и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных.
Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание,
обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его
употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка
почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация»
(лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке
в рамках теории прогресса в XVIII в. |
С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность
самого человека деятельного подхода культура рассматривается как: |
- Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,
представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе
социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений
людей к природе, между собой и к самим себе;
- качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности
на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох,
формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная,
латиноамериканская, русская культура и т.д.);
- особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных
сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая,
политическая культура).
|
Цивилизация может быть определена как собственно социальная
организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе
воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.
|
Современная цивилизация выступает как общество, основанное
на идеалах «разума», «справедливости», «уважения
прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих
безопасность и комфорт в жизни человека. |
Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный
человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет,
при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.
Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность
и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной
ценности человека, а также в обретении им способности це-леполагания. Высшая
ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном
совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному
закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению. |
Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно
разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться
символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве
случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. |
Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их
нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически
цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором
роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя
в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических
структурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных,
общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий,
избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни
на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства,
постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый
признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют
обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает
куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия
на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому
бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит
ей. |
|
|
|