|
Проблема типологии исторического процесса. |
|
|
Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс.
Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель —
получение достоверного, истинного знания в отношении любых конкретных, зафиксированных
фактов и событий. |
В философии истории последняя предстает в виде целостного
процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический
процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная
оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию,
которое философ признает за ко- нечную цель, неважно, в абсолютном смысле
или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию,
обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее. |
Философия истории как теоретическое знание начинается с идеи
истории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспекты
постоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призвана
уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи,
и выразить в теоретической форме, в виде философского текста. |
В философии истории, пожалуй, с наибольшей полнотой проявляется
природа социально-философского знания. Философия выражает духовные, идеальные
устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать
теоретическую форму, т.е. логически последовательно и упорядоченно изложить
смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Но это
теоретическое знание нельзя назвать чисто научным. |
Признание закономерного характера процесса развития приводит
к выделению определенных этапов в истории общества. В христианской философии
истории насчитывается три этапа — от сотворения мира до явления Христа,
затем от явления Христа до его второго пришествия, которое означает конец
истории, и, наконец, установление Божьего царства на земле, когда спасутся
лишь истинно верующие. Французский философ-просветитель М. Кондорсе в конце
XVIII в. писал о десяти стадиях прогресса человеческого разума. Он считал
развитие знания и просвещения главной движущей силой исторического прогресса.
В начале XIX в. французский философ-утопист А. Сен-Симон разработал свою
схему чередования ступеней эволюции общества — ангинная, рабовладельческая,
феодально-крепостническая и, наконец, научно-промышленная стадии. |
Гегель в грандиозном труде «Философия истории»
пишет о направленности исторического процесса и его закономерном характере.
Смысл истории — в развитии свободы. Всемирная история направляется с Востока
на Запад, т.е. Европа есть, безусловно, конец всемирной истории, а Азия
ее начало. Восток знал и знает только, что «один свободен»,
греческий и римский мир знает, что «некоторые свободны», германский
мир знает, что «все свободны». Таким образом, всемирная история
проходит четыре ступени, и на последней, в германском государстве, абсолютный
дух — основа и движущая сила всемирной истории — достиоет полной зрелости,
возвращается к себе через полное раскрытие своего идеального содержания,
которое он вмещал в себя, однако, еще до начала реального процесса всемирной
истории. |
Радикальный подход к анализу исторического процесса как порочное
достояние западной мысли был критически переосмыслен К. Марксом при создании
им фор-мационной теории развития общества. Эта теория приобрела впоследствии
огромную известность. Она сыграла важную роль в осмыслении мировой истории,
особенно последних двух веков. |
|
|
|