|
Методы и формы научного познания. |
|
|
Метод познания можно определить как некоторую специфическую
процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций,
применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает
к ней. |
Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной
деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным
правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур,
как способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причинны
связей Бэкона — Милля, которые изучают в логике, что он предполагает наличие
творчества, допускающего абстрагирование и идеализацию и опирающегося на
воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция,
аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых
имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и используются в
качестве эвристических средств открытия новых истин. Другими словами, они
приближают нас к истине, но автоматически не гарантируют ее достижение.
Можно поэтому сказать, что большинство исследовательских методов имеют эвристический,
а не алгоритмический характер. Пользуясь такими эвристическими методами,
можно систематически, целенаправленно и организованно вести научный поиск.
|
Научное познание отличается от обыденного системностью и
последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении
всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опираегся
на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда
становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит
теория как наиболее развитая форма рационального знания. |
В отличие от научного обыденное знание имеет разрозненный,
случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные
друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения.
Важнейшие методы научного познания: |
- восхождения ог абстрактного к конкретному. Процесс научного познания
всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным
— конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих
действительным, называют методом;
- моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный
непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает
схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;
- эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно
изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость
от других параметров.
|
Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического
и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая
деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне
абстракций высоких порядков. |
Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями:
искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений,
экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие
методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — это
обобщение практики, опыта ипи наблюдений. Научные обобщения часто используют
ряд особых логических приемов: |
- универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства
наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются
на все возможные случаи;
- идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых
описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как
в самой действительности они происходить не могут;
- концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся
понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно
точный смысл и значение.
|
|
|
|