|
Основные этапы развития античной философии. |
|
|
Античная философия имеет свои временные и пространственные
границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император
Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую
Академию. |
Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета
и увядания. Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический
характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап
становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований
Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения
явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской
категориальной системы. |
На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается
различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит
к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях
философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу
между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями,
образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно
воспринимаемыми природными стихиями — с другой. |
Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос
о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной
всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли.
Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятия
различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности
разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита,
Платона, Аристотеля. |
Второй этап — период расцвета греческой философс кой мысли
— отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением
предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств
пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих,
появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания
и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы
человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии
как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между
несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей.
Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как
личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению,
одухотворению человека. |
Аристотель различает два уровня философии. Первая философия
занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая
философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема
соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли,
не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает
свое наивысшее, классическое развитие. |
Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная
реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума. |
Третий этап греческой философии — эллинистический — характеризуется
включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований,
распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы
больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины
и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в
понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм
и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются
эклектические философские течения. |
|
|
|