|
Человек, индивид, личность, Свобода и ответственность как
условия существования личности. |
|
|
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — обозначение единичного
в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный
человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
|
Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных
качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.
|
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе
говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот
процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной
корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость
развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание
и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг
которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в
деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он
остается вещью в себе. Чел-ловек может строить любые иллюзии на свой счет,
но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только
в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная
сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется
личность. |
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:
биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального
ядра — «Я». Это Я определяет характер психики человека, сферу
мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний,
основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно
же является основой формирования социальных чувств человека: собственного
достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости и т.д. Субъективно,
для индивида, личность выступает как образ его Я — он то и служит основой
внутренней самооценки и представляет собой щр, каким индивид видит себя
в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как 59 личность есть
процесс, требующий неустанной душевной работы. |
Главным результирующим свойством личности является мировоззрение.
Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав
то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность
осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация).
|
Человека философия понимает как целостность. Сущность человека
связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью,
в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. |
Индивидуальность не только обладает различными способностями,
но еще и представляет некую их целостность. |
Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно
сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек,
полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый
атрибут личности. |
Люди обладают значительной свободой в определении целей своей
деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна
и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной
цели и плана действий. |
Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет
нашу жизнь смыслом. |
Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность
в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками
и пороками — все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая
в совокупности. |
Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу
от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания,
риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный
человек может делать выбор. |
Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее, великое,
что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем
собственная жизнь, в конечном счете — ради других людей. Жизнь, обретшая
смысл, не страшится смерти. |
|
|
|