|
Человек как объект философского осмысления. Природное и
социальное в человеке. |
|
|
С одной стороны, человек — существо физическое, телесное;
он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой
стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность
ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода
присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов
искать сущность человека. |
Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра
и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем
мире и т.д. |
В разное время внимание философов обращалось к различным
аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости
от преобладающего мировоззрения данной эпохи. |
В античной философии сформировался особый подход в постижении
природы и человека— космоцентризм, суть которого заключается в том, что
исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание
космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным
началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания
мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек— микрокосм,
отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. |
Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека
выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным
было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично
осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование
принципов отношения человека и Бога. |
Философия Возрождения является гуманистической, и потому
антропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценного
существа и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободу
человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой
деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности,
индивидуализации. |
Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным
образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка
проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций:
эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности
и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.
Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.
|
Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком,
является проблема соотношения природного и социального в его историческом
и индивидуальном развитии. |
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе
трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным
орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего
для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились
приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее
его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек
(человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными
качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического
развития. |
Сложились две концепции о природе человека: |
- социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонников
марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности
общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических
задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и
вся биолого-физиологическая структура человека;
- биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека
преимущественно с позиций биологии.
|
Главным двигателем общественного развития является борьба
за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда
при этом употребляется понятие «сверхчеловек»), погибают или
должны погибать все слабые и неприспособленные к среде. |
|
|
|