|
Категория бытия в философии. |
|
|
Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения
целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения
бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением
философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому
мышлению. |
Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению
предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности
всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских
построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология,
религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в
познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы
(ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно
изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый
среди них — Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих
изменений, которая и была названа бытием. |
«Бытие» — производное отелов «быть»,
«есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет
свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто
существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует
это существование. |
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств
и качеств конкретных предметов, кроме одною — быть существующими. Подобный
подход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения.
Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания. |
В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том,
что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается
человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания).
Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия. |
Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе
и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является
истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет
основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро»
как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный
в той или иной философской концепции. |
Бытие формирует представление о том что мир вокруг нас развивается
и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола.
Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают
нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия
обеспечивают существование человека. |
Можно выделить следующие основные формы бытия: |
- вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие
вещей, производимых человеком;
- человека — подразделяется на бытие человека как природного существа
и специфическое человеческое бытие;
- духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;
- социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.
|
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского
размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим
только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как
материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм
и другие. Но это уже относится к последующему изложению. |
|
|
|