|
Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал. |
|
|
Идеальное — важнейшее свойство сознания. На протяжении многих
веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в
мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному
в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а
также разнообразные «прочтения» идеального и материального в
различных философских школах. |
Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса
о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая
традиция рассматривает идеальное как конструктивно преобразующую сущность
действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир
материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального.
|
Идеальное как внепространственность, недоступность чувственному
восприятию, невещественность, невидимость, неслышимость и т.п. чувственных
образов и знаково-символического мышления существует лишь в восприятии,
воображении чувствующего и мыслящего общественного субъекта. В этом принципиальное
отличие реальности сознания от реальности материального; психического, субъективного
— от физического, объективного. |
«Идеальное» обозначает как сам процесс, так и
результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения
действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь,
является «идеальной формой бытия предмета в голове человека».
Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического
отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими
поколениями людей. |
Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной
логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования,
определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать
новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся
и являющееся результатом духовной деятельности. |
Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным
проявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивида
информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная
для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах
головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства,
книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена
с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида.
|
Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию,
определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только
в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием
конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной
реальностью сознания этих индивидов. |
В философской литературе встречается и точка зрения на идеальное
как на творчество в широком смысле слова, т.е. его активность, конструктивность,
направленность мысли на новое, избирательную интенциональность, опережающий
характер отражения действительности и т.п. В этом смысле идеальное как креативность
сознания представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое
личностью отражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальное
включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные
структуры, определяющие оценку язлений действительности и соответственно
выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным «проигрыванием»
будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах
структуры будущей практики. |
Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках,
что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания
сознания. |
|
|
|