|
Космоцентризм античной философии. |
|
|
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии,
который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии.
Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают
как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить
моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор
делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются
объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе
с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными
оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного
первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того,
они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает,
например, Гераклит. |
Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии
как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления
проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности,
бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной
системы. |
Следует отметить значение первых космоцентрических философских
концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало
европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой
культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. |
Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили
вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. |
Философия Древней Греции, появившись как стремление понять
таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного
мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для
будущей мысли. |
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными
результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально
мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили
дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской
культуры. |
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив
вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих
принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов.
После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
|
Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был
подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил
появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля. |
|
|
|