|
Мировоззрение, знание, вера. |
|
|
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения,
или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное
облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет
жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень
— обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов
и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение
можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов
человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание
и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества;
совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых,
нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований,
убеждений и идеалов людей. |
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении
духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим,
религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее
субстанцией, сущност-ной основой бытия материю. Согласно материализму, мир
есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной
материи — мозга. |
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому
истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле.
|
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности
человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только
каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный
человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями,
но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности
ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных
ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека
и общества. |
Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом
связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная
на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым
дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека
и человечества. Может ли быть так. чтобы человек в течение всей своей жизни
ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно
наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома
неверующий. |
Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости
и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры.
|
Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. |
Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек
в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись
без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы:
без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них
не могло бы существовать человечество. |
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро
личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком
смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли
и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. |
|
|
|