|
Предмет философии и основные аспекты философского знания.
|
|
|
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия
мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого
общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и
его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию),
проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры
и, наконец, свою собственную историю, которая являет собой существенную
составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания
самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее
специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно
и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии — не одна
какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания
и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и
внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять
их внутреннюю связь и единство. |
По месту возникновения различают индийскую, китайскую, греческую,
римскую, английскую, немецкую и другие философские системы (знания). |
По авторам — философии Пифагора, Конфуция, Сократа, Платона,
Маркса, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Соловьева, Бердяева, Бахтина, Бергсона
и др. |
В зависимости от исторического времени различают философию
эпохи рабовладения (до V в.), Средневековья (V-XV вв.), Возрождения (XV-XVI
вв.), Нового времени (XVII-XVIII вв.), эпохи капитализма (XIX в.), современной
эпохи (XX-XXI вв.) и т.д. |
По широте распространения и доступности философию делят на
доступную всем, предназначенную для широких слоев, и доступную лишь «избранным»,
«посвященным». |
По тематике философию можно разделить (весьма условно) на
классическую (основания ее содержания заложены в античности, включают проблемы
первоосновы мира, его познаваемости, изменчивости, роли разума в освоении
мира человеком, смысл жизни человека, его ценности и т.д.) и неклассическую
рассматривающую другие, очень важные, но рядоположенные с классическими
вопросы — роль подсознательного в жизни человека, степень научности философии
и др. |
По исходным установкам устройства мира различают монистическую
философию, утверждающую, что первоосновой мира выступает какое-либо единое
начало (monos — один) — материя, Бог, дух, идея, Логос; дуалистическую,
которая в основу мирового устройства кладет два (dualis — двойственный)
начала, как правило, природу и Бога, материальное и духовное; и плюралистическую
(pluralis — множественный), которая рассматривает мир как образование, в
основе которого лежит множество факторов. |
По подходу к первоосновам мира, т.е. выяснению того, что
является первичным, философия делится на материалистическую и идеалистическую.
|
По способу познания выделяют: диалектическую философию, утверждающую,
что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его элементы,
компо- ' ненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою; метафизическую
философию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные
друг от друга и абсолютизирует их; феноменологическую философию, претендующую
на универсальный метод раскрытия смысла предметов и постижения истины при
помощи непосредственного восприятия идеальных достоверных сущностей (феноменов);
герменевтическую философию как теорию интерпретации мира, событий и явлений
при помощи «предмнения», « предпонимания». |
Существуют и другие основания классификации и типологизации
философских систем. Конечно, редко какая разновидность философского знания
существует в чистом виде. Элементы каждой из них присутствуют во многих
других. Скажем, иррационалистическая философия, как правило, одновременно
выступает как идеалистическая и претендует на то, чтобы быть эзотерической.
А эмпирическая философия тесно переплетается с материалистической и т.д. |
|
|
|