|
«Русский космизм» как философское направление.
|
|
|
Из всех направлений русской философии в советский период
наибольшего взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были
Вл. Вернадский и К. Циолковский. |
Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух
начал во Вселенной: материального и духовного. |
Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три
начала или принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде
всего «элементами суждений», и оттого они вполне субъективны.
Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот.
|
Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его
материя, а значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического,
но и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы чувствительной
признавалась только часть Вселенной, т.е. собственно живая материя. Но из
этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир как и всё остальное.
Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном
и качественном. С этой точки зрения, все тела — живые и мертвые — обладают
одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности.
|
Так как «атом всегда жив», следовательно ему
свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится
и само «я» — сознание или разум. Разум , основанный на «эгоизме
атома», доводится до совершенства в человеческих существах. По мнению
Циолковского, разум должен стремиться не только к самосовершенствованию,
но и к совершенствованию окружающего мира. Это своего рода суд, но «суд
не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных»; ведь после
их безболезненного естественного умирания без потомства они впоследствии
вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете преобразится не только
всё человечество, но и сущность атома, который перестанет источать импульсы
несовершенства. Атомы будут соединяться только в . разумных и сознательных
существах, либо же в телах, . усовершенствованных разумом. |
Фундаментальное открытие Вернадского — осознание того, что
современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. |
Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную
живым веществом (совокупностью живых организмов). |
Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что
в живом веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно
если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе
исторического времени, в костном — в масштабе геологического. |
Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком
принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом
техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли
на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё
это свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии
человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно решит
вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы наводил
Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества, связанного
с научным прогрессом. |
|
|
|