|
Философская система Вл. Соловьева. |
|
|
Владимир Сергеевич Соловьев (1353-1900} — выдающийся, истинно
гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов.
В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного
критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и вообще человека, преданного
изысканным духовным интересам. Для философа по призванию, как сказал Вл.
Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная
мышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственный
способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений
и страхов. |
Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким
знанием мировых философских систем и учений и критиковал такие их недостатки,
как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм,
а другие — эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую
мысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего.
Он первым в России создал свою особую философскую систему. Предельно высшим
единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего,
предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой,
любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное
всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным
единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая
s качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполнен-ностью вещей и событий,
что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым принципом
философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее
содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума
и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: абсолютное
осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина
и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу,
подрывающую корни эгоизма. |
Им Была заложена основа собственно философского принципа
всеединства — оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии,
обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Соловьев развил плодоносную
тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального
типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.
|
Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение,
или воплощение абсолютно сущего, — это тело Божие или материя Божества,
субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства,
посредником между ними выступала София — Мудрость Божия. Разделяя, таким
образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьев
не мог признать его совершенным, но лишь идущим к совершенству. Эмпирический,
материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность
и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием
человека, который является, по словам Соловьева, «центром всеобщего
сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе
роль — роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником
между божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства.
|
Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев
утверждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширенная
личность, а личность — это сосредоточенное общество. Идеалы совершенного
добра открывает христианство. Юридическое право не в состоянии это сделать:
оно способно преградить путь для проявления лишь крайних форм зла. Требования
добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.
|
Как центральная фигура во всей истории российской философской
мысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние
на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распросфнения марксизма
в России придерживались определенного религиозно-философского направления.
|
|
|
|