|
Значение творчества М.В. Ломоносова для русской философии.
|
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — гениальный ученый-энциклопедист,
обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественнонаучные
проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в филологию,
к тому же незаурядный поэт. Это дало основание А.С. Пушкину назвать его
«первым нашим университетом», «величайшим умом новейших
времен». |
Мировоззрение Ломоносова формировалось в первую очередь под
влиянием научных трудов представителей механистического мироосмысления —
Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона. И. Ньютона, Г. Лейбница и др. Вместе
с тем оно теснейшим образом связано с его собственными естественно-научными
исследованиями. Существенно и то, что он прослушал курс философии в Марбургском
университете у X. Вольфа. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной
философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц
— атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы), которые,
сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие
видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной
системы природы». С идеей единства мира тесно связана и его идея о
всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии
в его взглядах элементов диалектики. |
Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенное
значение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности;
для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные
и на згой осно- ' не разработать новый закон природы, необходима аналитическая
и синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый должен
выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснении опытных
данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории.
Итак, метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению
строгой научной теории. |
В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции
примирения научного и религиозного объяс-нения мира. «У многих глубоко
укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы,
либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает
Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет
никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность
материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью
требовали бы существования всемогущего двигателя». |
М. Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологическую
грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова,
нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике,
химии и т.п., все время ссыпаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова,
как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог
— главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик,
ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель,
если он дум^т, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии».
|
|
|
|