|
Проблема свободы в экзистенциализме. |
|
|
Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении
термин экзистенция употребляется Кьеркегором. |
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование)
— «философия существования», одно из самых модных философских
течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение
современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная»
философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности
и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия — это
философия радикальной конечности» |
Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема всех
работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании.
Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит
от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь
некоторую часть человека ( не главную его часть). |
Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься
не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько
вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей
воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его
бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами.
Для чего живет человек? |
В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков
выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы,
которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного
человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных
эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.
При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма
высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений. |
Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний
его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток
переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от
среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода: |
- человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не
дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться
в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное
и отчужденное от его творца;
- человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя
(«Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она
связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.
|
Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный
и атеиысгпический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный же
человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам.
Но это не подлинное существование. |
|
|