|
Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма. |
|
|
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр
Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской
психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и
метизаций, перенеся их на социальные явления. |
Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих
друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой
психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные
троцессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность,
которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной
степени контролирует его. |
Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими
системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме
психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное),
«Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на
личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я»
в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический
аппарат начинает действовать как целое. |
Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой
человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.
|
Фрейд старается выяснить происхождение онергии бессознательного.
Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую
систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт
— «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего
Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного
управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» —
инстинкт смерти. |
Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения.
Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения
сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии
и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические
явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам. |
Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс»,
бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет
направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей
жизни. |
Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил
его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам
культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема,
которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества. |
По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих
инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает
враждебное отношение человека к культуре общества. |
Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа
религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии,
как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей
культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной
веры к атеизму. |
На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма,
которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм. |
Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил
свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность
фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями
животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования
и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение,
личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку
решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей
любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личсти во всех сферах
жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.
|
|
|