|
Человек в «философии жизни» |
|
|
В XIX — начала XX в. относительный универсализм сложившихся
эволюционных представлений о культуре «преодолевается» появлением
целого ряда философских течений и школ. «Философияжизни» (В.
Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпен-глер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.)
рассмагривает дух как субстанцию культуры, которая может быть понята не
рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуется
как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом,
«душевным настроем» жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре средство
подавления и порабощения человека. |
«Философия жизни» возникла как оппозиция класическо-му
рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося
на принципе строгости и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкого
романтизма, «философия жизни» подходит к жизни как к первичной
и исходной реальности в построении философских учений. |
Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий
проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. |
Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых
в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов
и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно
Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в
идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи»
выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. |
Теории познания в ее классическом смысле не была предметом
особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам
проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократии
и исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati — любовь к
судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие
цельность человеческой природы». |
Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его
кри тику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая
послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю
человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю,
особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Образ «сверхчеловека»
— это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По
Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный харак тер, а все формы
человеческого поведения маскируют «волю к власти». |
В начале XX в. большую популярность приобрело учение французского
мыслителя Анри Бергсона (1859-1941) — представителя интуитивизма и философии
жизни. Его воззрения можно определить как генеральное возражение против
материалистически-механистического и позитивистского направления философской
мысли. Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, о
свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции
и роли интуиции в постижении сущего. Значимо в его концепции стремление
построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы
и развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм,
А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность,
отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя
— «вниз». |
В своих гносеологических рассуждениях Бергсон противопоставляет
интеллект интуиции, полагая, что интеллект — это орудие оперирования с материальными,
пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможность
схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений. В своих
метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) Бергсон
трактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, как «жизненный
порыв», как могучий лоток творческого формирования, при этом по мере
ослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясь
в материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу — «вещество»
Человек же являет собой творческое существо, и через него проходит путь
«жизненного порыва». |
|
|
|