|
Сциентизм и антисциентизм. |
|
|
Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации роли
науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться
в философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки был
поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник
сциентизм и антисциентиэм. Особая острота возникла в споре во время НТР,
в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные черты
сциентизма — не учитывает сложную системную организацию общественной жизни,
в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца
науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные
науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной
ориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой
— от внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном применении
математической символики или нарочитом придании анализу философско-воззрен-ческих
или социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическое
построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации
естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой
проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм).
Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению
с другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания,
имеющим свою специфику по сравнению с другими научными знаниями. Сциентизм
в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа
по сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированием
необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью,
враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в социально-философскую
проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальных
исследованиях. |
Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности
возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования,
в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.
Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее
чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных
проблем мира и человека. Антсциентизм трактует социально-гуманитарное знание
исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности
научного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев—стремление
рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося
с остальным миром, куда входит и наука. Отстаивая принципы научного подхода
к всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманитарной проблематике,
марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время отрицал плоский сциентизм
с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе
культуры, об отношении разных форм общественного сознания. |
Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистской
волны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни «антиутопии». |
В XX веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали
писатели: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бред-бери, братья Стругацкие,
М. Замятин, О. Хаксли и др. |
В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего,
где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность. |
Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей
всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопий
как специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти,
если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать потребности
человека, его духовно-нравственные цели и ценности. |
|
|
|