|
Герменевтика как философское направление. |
|
|
Герменевтика (гр. hermenentike — истолкование) — искусство
толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась
в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как
интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой
язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться
Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом.
В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»).
Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли,
определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику
диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить
индивидуально-стилистической особенности произведения. |
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — представитель философии жизни,
основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании
истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе.
Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность
рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным
постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через
самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования»,
«сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания
культуры. |
Э. Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный
фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт»,
который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты»
отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий
возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники
имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».
|
М. Хайдеггер в качестве «жизненного мира» рассматривает
языковую реальность. «Язык — дом бытия». Поэтому герменевтика
не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия»,
которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование
поэтического слова — главная цель и функция герменевтической философии.
|
Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по
праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях
он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного
мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал
своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только
как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом,
наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний
о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный
способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные
проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт.
Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. |
Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса
понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию,
сама практика получения истины. |
Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир
человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык,
с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры. |
|
|
|