|
Философия позитивизма и основные этапы её развития. |
|
|
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной
проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный
тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о
действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными
науками. |
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г.
XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения
о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не
может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской
философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог,
который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в
способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук,
разработанной энциклопедистами. |
Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую»
проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо
философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая
должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в
философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных
данных, полученных в частных, специальных науках. |
Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.)
связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского
физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм.
Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес
кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции
Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных
наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные
понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов
опыта — ощущений. |
В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма —
неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.
|
Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен
именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других.
В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений.
Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания,
ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности
по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается
на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который
означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем
сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.
Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного
значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом
или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась
в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных
предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой
суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого
влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и
Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной
теории значения и некоторых других тезисов. |
Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется
отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция
характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу,
что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии
он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного.
Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной
опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение,
концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке,
а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез
и их опровержении. |
|
|
|