|
Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.
|
|
|
Видным представителем младогегельянской школы был Людвиг
Фейербах. Ядром философской концепции Фейербаха был человек, который «и
есть Бог». Религия у Фейербаха — продукт человеческой фантазии. В
работе «Сущность христианства» Фейербах дал концептуальный анализ
специфики религиозного сознания, суть которой — в вере в сверхъестественное
и фантастические образы. Именно чувства, особенно чувства зависимости человека
от стихийных сил природы, играют решающую роль в религиозном поклонении.
При этом Фейербах пытался не столько упразднить религию, сколько реформировать
ее, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя. Исходя из
этого он ратовал за религию любви к человеку. В вопросах гносеологии Фейербах
делал акцент на роли чувств и опыта в познании. Этим он значительно отличался
от предшествующей традиции немецкой классической философии и особенно трактовки
проблем теории познания Гегелем. Фейербах считал, что прежняя философия
преувеличивает роль разума в освоении мира. |
В целом философия Фейербаха антропологична. В ней общественные
связи трактуются преимущественно с нравственных позиций. В антропологической
парадигме Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не
зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами
этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт
самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поаедение в культуре. Фейербах
исходил из того, что человек изначально естествен и к нему неприменимы оценочные
характеристики (добрый, злой и т.д.) и только условия человеческой жизни
делают его тем, кем он становится. |
Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма
с религией. Резкой критике подвергает Фейербах также идеалистический характер
гегелевской диалектики. Основное содержание и смысл философии Фейербаха
— отстаивание материализма. Антропологизм Фейербаха проявлялся в выдвижении
на первый план сущности человека, которая рассматривается им как «единственный,
универсальный и высший» предмет философии. Но провести последовательно
материальную точку зрения в этом вопросе Фейербаху не удается, так как человек
для него — абстрактный индивид, чисто биологическое существо в теории познания.
|
Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании,
пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал
догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д.
Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления
Фейербаха применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной
жизни. Идеализм Фейербаха особенно ярко проявляется в исследовании религии
и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств:
человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность.
Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание»
человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в чувстве зависимости человека
от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки
Фейербаха о социальных и исторических корнях религии. |
Подобная антропологически и атеистически ориентированная
философия оказала значительное влияние на мировоззренческие дискуссии о
судьбе идей Гегеля. Особенно ценными оказались идеи о возвращении человека
в центр философии, необходимости видеть мир через era потребности, что импонировало
радикально настроенным исследователям Гегеля. |
|
|
|