|
Принцип историзма, разработанный в немецкой классической
философии. |
|
|
Термин «историчность» впервые появился в немецкой
философской литературе более 180 лет назад, но его нельзя отнести к числу
тех понятий, без которых не может обойтись ни один словарь по философии.
|
«Историчность» берет свое начало в глубине топологических
изменений исторического сознания: примерно с 1750 г. в немецком языке утверждается
обозначение для новой идеи «собственно истории». История перестает
быть собранием примеров из прошлого и соединяет теперь в одно целое событие
и его репрезентацию. Важнейшей причиной этого послужила поспешность, с которой
мыслители того времени постарались решить проблему единства истории пантеистическими
и объективно-идеалистическими теориями ее прогрессивного развития. Философия
истории, вооруженная принципом историзма, заслонила непосредственный опыт
открытости истории будущему, непредсказуемость истории и уникальность каждого
человеческого существа, — что в целом и составляет условия креативности
и подлинности исторического события. В свою очередь, этому было свое объяснение,
отсылающее нас к историческому сознанию: для похожего, по выражению Лессинга,
на мечтателя человека рубежа XVIII-XIXeB. «невозможно ждать будущее,
и он сам стремится ускорить его, для чего ему приобретать, если то, что
он полагает лучшим, на деле не может быть реализовано в качестве лучшего
в течение времени его жизни?» Это самоускорение временности отбирает
у настоящего возможность испытать его как настоящее и скрывается в будущем,
в котором не схваченное протекающее настоящее оказывается заложником исторической
философии. Именно с этим «кризисом» исторического сознания,
который в последующем получал все новые формы, и связаны трудности на пути
к подлинному месту тематики историчности в гуманитарном знании. Призыв вернуться
к природе, её универсальному един-ству, интерес к пантеистической философии
Спинозы, понятой с органической точки зрения, виталистическое рассмотрение
природы разделила целая плеяда немецких мыслителей последних десятилетий
XVIII в.: Гердер, Лессинг, Гёте, Шиллер, В. фон Гумбольдт, Гельдерлин, Шеллинг,
романтики — Новалис, Шлейермахер, братья Шлегели. Ещё одной чертой того
времени было увлечение классической античной поэзией и культурой. Благодаря
Ф. Шлегелю в 1795 г. стало популярным происходящее от Бюргера и И. Босса
слово «Griechheit», которое, хотя и было высмеяно Шиллером,
использовалось как устойчивый термин В. фон Гумбольдтом в его рассуждении
о греческом характере 1808 г. |
Философское и историческое сознание XVII а. в целом, а не
в пределах одной только философии истории позволяет обнаружить зазор между
«так называемой историчностью» и собственной тематикой историчности.
Неожиданным, но вероятным выглядит утверждение, что достаточно близко к
подлинной тематизации историчности находился И. Кант. По крайней мере, об
этом говорит его безоговорочно положительный ответ на первый из поставленных
вопросов. Метаисторический характер понятия «историчность» тематически
сближает его с этикой Канта. В основе и того, и другого лежит поиск критерия
возможности исторических преобразований, что уже на рубеже XVIII-XIX вв.
стало для человека решающим вопросом его жизненного выбора. Таким образом,
исторический опыт и философия XVII в. закладывают основы для темы историчности.
Это дает право рассматривать последующие попытки её тематизации в экзистенциализме,
феноменологии и герменевтике лишь как варианты самостоятельной темы философии,
требующей для своего раскрытия автономии метода и собственной группы понятий. |
|
|
|