|
Соотношение системы и метода в философии Гегеля. |
|
|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) глубоко и всесторонне
переработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистической
диалектики. В отличие от Шеллинга, широка использовавшего в своей философской
системе элементы иррационализма, диалектика Гегеля носит ярко выраженный
рационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, определенной
системе понятий, разуме. Альфой и омегой гегелевской философии, ее общим
пафосом является провозглашение разумности мира, его рациональности: «что
разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное
тождество бытия и мышления — главный системообразующий принцип в философии
Гегеля, который последовательно развивается, конкретизируется при рассмотрении
логики, природы, мышления (духа). |
В качестве первоосновы мира выступает «Абсолют»
(синонимы: «мировой разум», «мировой дух», «абсолютная
идея») — некая без личностная, вневременная, творческая сила, заключающая
в себе необходимость развития природы, общества и познания. Она внутренне
(имманентно) присуща бесконечным проявлениям материального и духовного,
объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность и обуславливает
все более полное проявление их тождества в процессе развития. Абсолютная
идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Развитие
понимается как процесс самопознания абсолютной идеи самой себя. Если отождествить
«Абсолют» со всеобщей закономерностью, гармонией мира, то развитие
означает рост самопознания природы, реализуемого через мышление человека
— высшей ступени развития. |
Самая общая схема мирового движения заключается в том, что
абсолютная идея в результате саморазвития отчуждает себя в природу, а затем,
воплощаясь в человеке. его мышлении, осознает себя, обретает волю и другие
личностные качества. Эта тройственная трансформация (триада) последовательно
рассматривается Гегелем в его основных трудах; «Наука логики»,
«Философия природы», «Философия духа». |
В «Науке логики» описывается логическое развитие
идеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, ничто, становление,
качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие,
объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей. В «Философии природы»,
соответственно, в механике, физике, физиологии рассматривается инобытие
абсолютной идеи. И, наконец, в «Философии духа» прослеживается
возвращение «Абсолюта» к себе в формах психической деятельности
индивида: субъективного духа (антропология, феноменология, психология),
объективного духа (право, мораль, нравственность, государство), абсолютного
духа (искусство, религия, философия — высшие формы самосознания духа). |
Внутренним источником развития всего сущего, понимаемого
как восхождение от абстрактного к конкретному, является противоречие. Основателем
первой целостной теории противоречия является Гераклит. Смысл диалектического
противоречия был впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный
момент в определении предмета. Противоречие пронизывает всю философию Гегеля.
Любой предмет, понятие, явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают себя
и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия,
содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. |
Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области
логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические
принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики.
|
|
|
|