Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах
полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и на различного
рода чувствах. Ни благоразумие, ни умение еще не составляют нравственности.
Как говорил Вл. Соловьев, анализируя нравственные идеи Канта, человек,
с технической ловкостью удачно действующий в какой-нибудь специальности
или благоразумно устраивающий свое личное благополучие, может, несмотря
на это, быть совершенно лишен нравственного достоинства. Такое достоинство
приписывается лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные
интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно Подчиняет моральному
долгу или требованиям совести. Лишь такая воля, желающая добра ради него
самого, а не ради чего-нибудь другого, есть чистая, или добрая, воля,
имеющая цель сама в себе. Ее правило, или нравственный закон, не будучи
обусловлен никакой внешней целью, есть категорический императив, выражающий
абстрактную обязанность. |