|
Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы. |
|
|
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой
классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии,
но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. |
Человек, этика и право— вот главные темы философского учения
Канта. |
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы
бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование
возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые
условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу
знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но
они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический
прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной
— метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов
самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в
исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай
воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по
себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как
он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),
составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих
явленных формах. |
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике:
противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика
для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает
противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.
Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая
форма, предметом диалектики становятся сами эти формы. |
В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин
«синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез
рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. |
Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским
переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей.
Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных
восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь
воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей
характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной
способностью воображения. |
В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно
антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как
трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие
возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие
его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности.
Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего
эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания
к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия,
данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная
идея великого мыслителя. |
Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих
по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум
впадает в противоречия. |
Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в
себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к
миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна.
По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений,
где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности,
страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической
реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе»,
где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы
у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный
долг. |
|
|
|