|
Научная революция XVII века и её воздействие на философию.
|
|
|
Символами общественного прогресса в XVII веке становятся
первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.)
и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят
радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании
людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание,
интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития
науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих
прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный
ученый олицетворяют идеал человека. |
Правящие круги передовых европейских государств, стремясь
к военному и экономическому господству, оказывают покровительство ученым
и поддержку научно-исследовательской деятельности. Государственная политика
по отношению к науке проявляется в образовании академий наук, научных обществ
и т.д. Особенно значительную роль в европейской науке XVII в. сыграло знаменитое
Лондонское Королевское общество (окончательно оформившееся под покровительством
Карла II в 60-х гг, XVII в.) и существующее по настоящее время. Членами
этого общества являлись Роберт Бойль — основоположник химии и физики нового
времени и Исаак Ньютон — великий физик и математик, автор теории движения
небесных тел. Почти одновременно в Париже при участии Копь Вера (первого
министра Людовика XIV) открылась естественнонаучная Академия. |
В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными исследованиями,
активно развиваются математические формализованные методики, что приводит
к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений,
аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное и математическое направления
в научном исследовании возникли еще в эпоху Возрождения, однако в новое
время они все более объединяются в одном экспериментально-математическом
методе познания. |
Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении
тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззрен-ческих
взглядов XVII века. |
Связь философии с порождающей ее социальной средой не была
опосредована только лишь через различные формы естествознания. Значительной
оставалась роль религиозного мировоззрения, являющегося официальной государственной
идеологией. Кроме того, ограниченность механистического мировоззрения нередко
вынуждала передовых мыслителей XVII века обращаться к божественному всемогуществу,
«первотолчку», «мировому разуму» и т.д., что характерно
для научного творчества Г.Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Т. Гоббса и многих
других. В силу этого соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма
в рассматриваемый период не носит характера жесткой взаимоисключающей альтернативы
«или ... или». «Двухмерное» видение проблемы не
позволяет познать многообразие живого реального процесса становления научного
познания. Философские воззрения, пытающиеся согласовать новую естественнонаучную
картину мира с гипотезой о существовании трансцендентной, внеприродной личности
творца получили название — деизм. Как и в эпоху Возрождения, большое распространение
имела концепция «двух истин» — «божественной» и
«природной». В средневековой философии она проявлялась как противостояние
номинализма и реализма. |
В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемика
о том, что является основой подлинного знания — разум или опыт. В новое
время эти два направления принимают форму эмпиризма и рационализма. |
Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия,
опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важности
целенаправпенного экспериментально-опытного изучения мира — с другой. |
|
|
|