|
Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения. |
|
|
Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление.
Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождался на кафедрах университетов.
|
В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего,
дает определенное истопкование природы человека. В соответствии с идеями
Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души
и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки
человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат
собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его
сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности
и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность. |
Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его
жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью,
которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации,
— главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу,
индивидуальность (главные стороны бытия личности). |
Эразм Роттердамский. В целом его философские воззрения были
просвещенческими. Он, полагал, что все люди равны между собой от рождения
и перед богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными
не в силу сословных причин, а благодаря своему просвещению, т.е. уровню
образования и воспитания. Этому процессу он уделял много внимания, а роль
философии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формировании
нравственности человека. |
С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие
бога. Особый упор он делал на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволяло
понять, что в человеке есть греховное, а что божественное. Существует З
составляющих человека: дух, душа, тело. |
Дух — высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра,
красоты, благости. Противоположность его — тело, которому присущи страсти,
плотские влечения, желания, которые толкают человека на безнравственные
noci упки. Душа — звено, связывающее тело и дух. В зависимости от того,
направлена ли душа к духу или к телу, человек либо нравственен, либо безнравственен.
Душа поэтому занимает особое место в человеке. |
Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские
концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических
методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно
научного направления в философии были: методы экспериментально-математического
исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное
теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов
антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в
своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).
Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое
понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных,
неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая
непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины
бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное
положение бога в бесконечном мире. |
Мишель Монтень. Хотя и являлся натурфилософом, уделял большое
внимание проблеме человека: человек понимался как часть сотворенной богом
природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение
в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим
существам. В понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античных
стоиков: свобода человека есть познанная необходимость и деятельность человека
в соответствии с этой необходимостью. |
|
|
|