|
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. |
|
|
Возрождение — философские и социологические учения в эпоху
становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв.
Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение
культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели
к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива
ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она
проявилась в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка)
и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали. |
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские
концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических
методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного
направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования
природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому;
формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение
субьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими
качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами
натурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых)
элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического
взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм
предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в
дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном
мире. |
Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение
во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание
общества как суммы изолированных индивидов. |
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры
возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм
— воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех
совершающихся в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который
исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека.
Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей
человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда,
когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей
сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения
имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм
по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы.
Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю,
земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной
активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм
определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение
и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому
итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический. |
|
|
|