|
Схоластика и её роль в философии Средневековья. |
|
|
Само слово «схоластика» было изобретено гуманистическими
писателями, стремившимися дискредитировать идеи средневекового периода,
чтобы придать еще большую привлекательность своему обращению к классическому
периоду. Гуманисты мало интересовались различиями между разнообразными типами
«схоластики»— такими, как томизм и скотизм (две крупные схоластические
школы, названные, соответственно, по имени Фомы Аквинского и Дунса Скота).
Таким образом, слово «схоластика» является одновременно уничижительным
и неточным, однако историк не может избежать его использования. |
Термин «схоластика» относится не к конкретной
системе взглядов, а к конкретному способу организации богословия — высокоразвитому
методу представления материала, делающему тонкие различия и пытающемуся
достичь исчерпывающего взгляда на богословие. Становится понятным, почему,
сточки зрения гуманистических критиков, схоластика выродилась в не более
чем логическое педантство. |
Влияние схоластики сильнее всего ощущалось в средневековых
университетах. В отличие от гуманизма XV века, который процветал в университетах
и пользовался огромным влиянием в обществе, схоластика имела очень ограниченную
сферу влияния. |
Хотя схоластика как академическая сила находилась в упадке,
остается признанным фактом, что богословская программа Мартина Лютера была
реакцией на схоластическое богословие. В то время как схоластика представляла
собой ничтожную интеллектуальную силу в Швейцарии, она была еще очень сильна
в Германии, в частности, в Эрфуртском университете, где получил свое образование
Лютер. Ранняя деятельность Лютера как богословского реформатора проходила
в университетском контексте, в борьбе с академическими оппонентами. Как
мы уже видели, швейцарские реформаторы были гуманистами, стремившимися реформировать
жизнь и нравы современной им Церкви, которым не нужно было обращать внимание
на схоластику. Лютер же был вынужден вступить в диалог с крупнейшей интеллектуальной
силой своего времени — со схоластикой. Швейцарские реформаторы могли позволить
себе смеяться над схоластикой, поскольку она не представляла для них угрозы.
|
В ранний схоластический период (ок.1200 — ок. 1350) преобладал
реализм, в то время как в более поздний период доминировал номинализм. Различие
между этими двумя системами можно свести к следующему. Рассмотрим два белых
камня. Реализм утверждает, что существует универсальная концепция «белизны»,
которую воплощают эти два камня. Эти два конкретных белых камня обладают
универсальной характеристикой «белизны». Хотя белые камни существуют
в пространстве и времени, универсалия «белизна» не имеет этих
ограничений. Номинализм, однако, утверждает, что универсальная концепция
«белизны» не нужна, и вместо этого призывает нас сосредоточиться
на конфетных вещах. С точки зрения номинализма, существуют эти два камня,
и нет нужды начинать разговор об «универсальной концепции белизны».
|
|
|
|