|
Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.
|
|
|
В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом.
Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности
Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение
диалектики единого и общего. |
Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее
вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего
и единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы.
|
Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен-терберийский
(1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности».
Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуют
реально. Отсюда и термин «реализм». Общее существует так же
реально как бытие, а Бог — это реально существующее «общее».
|
Этой теории возражал философ Росцелин, он полагал, что в
мире существуют только единичные вещи, а общее «реально, как вещь,
не существует». — «Универсалии» — это общие понятия, это
«звуки голоса — номинал. Отсюда «номинализм». Свое учение
Росцелин применил к догмату о Троице, по его теории получилось, что существует
не один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим. |
Пьер Абеляр (1079-1142) в своем учении которое называется
«концептуализм», пытался объединить реализм с номинализмом.
Опираясь на идеи мыслителей античности, он развил теорию, в которой утверждал,
что общее не существует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах
и выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей. Общее реально
существует только в уме (ум — это есть концепт), концептуально, но не в
виде самостоятельных идеи. Поскольку наш ум вполне реален, то общее в уме
реально. Абеляр принял участие в споре о Троице, попытавшись свести воедино
все три атрибута Бога, создав некое совершенное Существо Фактически он сводил
существование троицы к качеству одной личности. |
Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) —
видный философ, автор одного из господствующих направлений философии католической
Церкви — томизма. Его учение в 1878 г. было объявлено официальной идеологией
католицизма, а со второй половины XIX в оно становится основой неотомизма,
который является одним из мощных течений в современной философской мысли.
|
В трудах: «Сумма теологии», «Сумма философии»,
«Сумма против язычников» он, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает
бытие как возможное и как действительное. |
Бытие — это существование единичных вещей, что и есть субстанция.
|
Аквинский, наряду с категориями «возможность»
и «действительность», вводит и такие, как «материя»
и «форма». |
Материя — это возможность, а форма — действительность. |
Используя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет
им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует,
а форма зависит от высшей формы — Бога. Бог же — существо духовное. Только
для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но материя пассивна,
активность ей дает форма. |
Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» должно
быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предложил пять
своих доказательств существования Бога, которыми пользуется современная
католическая церковь: |
- все, что движется, движимо кем-то и есть перводвигатель, коим является
Бог;
- все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина
всего — Бог;
- случайное зависит от необходимого — следователь- . но, первоначальной
необходимостью является Бог;
- все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно,
должно быть высшее качество — Бог;
- все в мире имеет цель, или смысл — значит существует разумное начало,
которое направляет все к цели — Бог.
|
|
|
|