|
Теоцентризм средневековой философии. |
|
|
В основе средневекового человекознания лежали религиозные
(теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего.
Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые
люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели
стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом
заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос,
но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное
поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности
и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении
градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций,
Эриугена, Альберт Великий и др.). |
На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит
Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины,
которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех
лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует,
что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие
истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.
|
Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом
«из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство,
обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье
Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными)
и ангелами. |
В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно
переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля,
гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят
друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности
рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом. |
Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья
представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек —
это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны.
Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело
зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом
как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел
против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным.
С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда,
когда стремятся делать добро. |
Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед
Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное
повиновение церкви как «граду Божьему». |
Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское
понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение,
природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом.
Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии
вопрос об их соотношении стал одниЯЛз стержневых в философской антропологии. |
|
|
|