|
Философия Аристотеля как энциклопедическое учение. |
|
|
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты
в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически
вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему
конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине,
тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования
материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя
не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться
в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна,
пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия
вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать
материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий
фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул
и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи:
материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные
вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя
неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится
в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет
собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке
все большего совершенства. |
Категории — это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское
рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет
энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает
причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В
связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина—это
энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия
явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей
энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то,
ради чего». |
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в
которой основной была «сущность», или «субстанция»,
а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной
системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность,
состояние, отношение. |
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный
процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие
единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию
о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия
божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле:
ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина,
сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин.
Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного
начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая
сверхчувственная субстанция. |
Аристотель дал анализ различных «частей» души:
памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к
обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно
ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но
она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о
душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего».
Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа
вечна и бессмертна. |
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание
опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений:
оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов
без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести
научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и
изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются
понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию
познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее
значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения,
умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики. |
|
|
|