|
Учение Платона об «идее» |
|
|
Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, ронизывающий
своими тончайшими духовными нитями сю мировую философскую культуру. |
Платон говорит: «Мир это не просто телесный космос,
и отдельные предметы и явления: в нем общее совмвщено с единичным, а космическое
— с человеческим». Космос - это своего рода художественное произведение.
Он прекрасен, он — цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует,
преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующими
общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой
единство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте.
По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых
предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а
конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием
и небытием: они только тени вещей, их слабые копии. |
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи
есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить
идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея
— это смысл, сущность вещи. |
В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они
обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна
регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от
греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи
организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие
божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией
устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения.
Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце
в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества.
Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой,
которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей
мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим
условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение
«нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на
молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых
и нравственных норм. |
Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения
пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную
землю, где, временно находится в человеческом теле, как узник в темнице.
Появившись на свет, она уже знает все. что нужно знать. Она сама избирает
свой жребий; ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом.
Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная,
обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями,
или вожделяющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая
— мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.
Как и для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная
адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим
души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению.
В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и
рефлексивна. |
По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше
всего) пребывает вне мира. Стало быть и высшая цель нравственности находится
в сверхчувственном мире. Ведь душа получипа свое начало не в земном, а в
высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого
рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен — он полон
беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми
силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с
чем злым; в том, чтобы освободоть душу от всего телесного, сосредоточить
ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным
и вечным. |
|
|
|