Почему мне интересно
читать Н. Г. Чернышевского.
Творчество Н. Г. Чернышевского
вызывает у меня противоречивые мысли. Но, взвесив все плюсы и минусы,
я пришла к выводу, что читать роман «Что делать?» было интересно.
Изучая Чернышевского, хочется шевелить мозгами, анализировать, отвечать
самой себе на трудные вопросы. Во многом хочется поспорить с автором.
На мой взгляд, именно этого он и добивался от своих читателей. Пусть в
романе больше от публицистики, чем от художественной литературы, великая
русская литература девятнадцатого века богата не только глубиной, но и
разнообразием.
Сто сорок лет назад Николай
Гаврилович Чернышевский мечтал о том, какой будет жизнь в будущем. Причем
не только мечтал. Он напряженно искал пути для того, чтобы сделать нашу
жизнь справедливой и счастливой. Человек, написавший «свобода выше
всего, даже и жизни», отдал и свободу, и жизнь во имя приближения
того будущего для своей страны, о котором мечтал. Мне захотелось подумать
о настоящем и минувшем на одной волне с этим человеком.
В своем девятнадцатом веке
Вы, Николай Гаврилович, наблюдали, как из вековой тьмы невежества и жестокости
стали появляться люди, которых Вы назвали «новыми». На мой
взгляд, их новизна заключалась в том, что их моральный кодекс впервые
в истории России не опирался на сослов! 1ые предрассудки. Тут можно, конечно,
возразить, что религия уже давно сформулировала общечеловеческие принципы
в своих заповедях. Но предотвратить их нарушения церковь не могла, а частенько
и не хотела. «Новые» люди сделали психологическую поправку
на труднопреодолимый человеческий эгоизм. Формула: «Живи, и жить
давай другим»,— на первый взгляд, проста в применении и не требует
особых жертв. Это — «разумный эгоизм», по Вашему наименованию,
который в будущем станет «общей натурою всех людей». Эта теория
настолько Вас вдохновила, что превратила из непреклонного материалиста
в наивного идеалиста. Как человек двадцать первого века могу засвидетельствовать,
что мечта Ваша, Николай Гаврилович, все еще остается утопией. Хочется
понять — почему?
Характерные черты «нового»
человека: честность, уважение к другим людям, способность к труду. Кажется,
все перечислила? Или нет, нужно добавить желание саморазвития, куда входят
и образование, и поиск собственного
«я». Стало ли таких людей больше, чем в девятнадцатом веке?
Рассмотрим черты по отдельности.
Первая черта — честность.
Увеличился ли процент честности на душу населения за прошедшие сто сорок
лет? Увы, Николай Гаврилович! Количество людей, осознающих, что честным
быть намного выгоднее, чем врать, изменяется в лучшую сторону очень медленно.
Вы же сами написали:« Неглупые честные люди в одиночку не обольщаются.
Но у них есть другой, такой же вредный вид этой слабости: они подвержены
повальному обольщению». Честных людей много. Больше, чем бесчестных.
Однако жулики продолжают их «водить за нос».
Вторая черта — уважение к
другим людям. Тут нам есть, чем вас порадовать, Николай Гаврилович! Человечество
признало, что люди должны быть равноправными и уважать чужие права. Без
всяких оговорок. На деле так гладко не получается. Хотя, если говорить
о положении женщин в обществе и в семье, тут произошли очень большие положительные
изменения. По данному пункту до идеала нам тоже далеко, но вопрос уважения
к другим людям не тупиковый.
Третья черта — способность
к труду. Тут мы близки к идеалу. К труду приспособили практически всех.
Миллионеры работают меньше, чем пролетарии. Правда, справедливость отплаты
труда продолжает многих не удовлетворять. «Свободным и радостным»
для всех труд пока не стал. Зато его необходимость осознали почти все.
Количество людей, ведущих паразитический образ жизни, сильно сократилось.
В основном это вынужденные безработные, хиппи и несознательные наследники
работающих миллионеров.
Четвертую составляющую «новых»
людей я назвала - желание саморазвития. Вы, Николай Гаврилович, возлагали
большие надежды на просвещение. И тут я с Вами полностью согласна. Без
него человечество не может двигаться вперед. Сейчас уровень образованности
в России гораздо выше, чем в ваше время. Это, конечно, открывает перед
моими современниками дороги, многие из которых будут приближать человечество
к справедливости и счастью.
Но мне понравилось читать
Ваш роман не потому, что его герои просто образованные люди. Они меня
заинтересовали тем, что все время напряженно думали, рассуждали, анализировали
свои чувства и поступки. Я это называю способностью к саморазвитию, поиском
собственного «я».
|