Базаров как трагический
герой (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Героем эпохи 60-х годов XIX
века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического
строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно
мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен
в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно
драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться
иначе.
Я считаю Евгения Базарова самым
романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена
в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном
конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом
Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили
— об искусстве ли или о славянофильстве, — мне почему-то кажется, что
он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается
вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим
на тех самых аристократов, ' против которых он восстает.
Есть, однако, черты, выгодно
отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров — труженик,
и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую
ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому
суду собственной мысли.
Однако многие его высказывания
звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии,, искусстве, природе
и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее
всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного
не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит
о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил
на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился
до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина,
не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И
что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи,
знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут
взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха,
гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль»
он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы.
Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться
циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко
идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все
дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо
сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и
Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись
судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать
згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои
искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством
он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм,
исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось
следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога.
Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться
со своей страстью — явным опровержением всех его искусственных теорий.
Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только
отчаянный . романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие
важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает
отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего
вздоха.
Перед смертью он хочет проститься
с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и
грустью, что невольно задумываешься — тот ли это человек, который всеми
силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует.
Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они,
в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»
Тургенев описывает уход главного
героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров — мятежная, страстная
и сильная личность. Даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает
напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным
драматизмом: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»
Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными
качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает
путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель,
пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется
верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется
ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.
|