Философская лирика
А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин — величайший
русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой
русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно
после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя,
Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь
бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским
содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю
жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой
жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии,
вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские
мотивы пронизывают все его творчество.
Своеобразие философской лирики
Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный
характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная
собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний,
что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
Над вечными философскими вопросами
поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова
он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По
его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских
пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
Смертный, век твой привиденье:
Счастье резвое лови;
Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай!
Так пишет шестнадцатилетний
поэт в стихотворении «Гроб Анакреона» (1815). Похожие мысли
просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
До капли наслажденье пей,
Живи беспечен, равнодушен!
Мгновенью жизни будь послушен,
Будь молод в юности твоей!
(«Стансы Толстому»,
1819)
Обращаясь к своему другу,
он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.
Переломным моментом для Пушкина
стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни
и творчества.
В южной ссылке поэт находился
во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали
Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел
цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное
для романтизма стремление действо» вать, героизм, величественные
порывы души отразились и в лирике поэта:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья.
Так писал Пушкин в элегии
«Погасло дневное светило» (1820). И в этом, и в cтиxхотворении
«К морю» (1824) появляется яркий романтический символ — океан.
Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин
сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.
Увлекаясь новыми мечтами и
устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей
юности:
Мне вас не жаль, неверные
друзья,
Венки пиров и чаши круговые —
Мне вас не жаль, изменницы младые,
Задумчивый, забав чуждаюсь я,
— пишет поэт в стихотворении
«Мне вас не жаль, года весны» (1820).
К середине двадцатых годов
А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать
его, все меньше остается романтизма, на смеиу ему приходит суровая правда
жизни - реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но
не видит в ней смысла и высокой цели.
В стихотворении «Телега
жизни» (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра
до ночи, от яркол} начала до темного конца.
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней,
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.
Еще более тяжелым временем
был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных
и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие
в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция,
одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта
появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя
в ней высокой цели:
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Трудно поверить, что стихотворение
«Дар напрасный, дар случайный» (1828) написано Пушкиным в
свой двадцать девятый день рождения.
Тогда же автор начинает задумываться
над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре
и зле. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»
(1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или «в
соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли
к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
Проблему добра и зла Пушкин
рассматривает и в стихотворении «Анчар» (1828), в котором
повествует о «древе яда» — анчаре, являющемся философским
образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему
желанию, рассылая гибель «к соседям в чуждые пределы».
Но неправильным будет утверждать,
что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет
умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении «Элегия»,
написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:
Мой путь уныл. Сулит мне
труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить
и страдать.
Поэт, несмотря на все трудности
и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу
жизни он, может быть, обретет и гармонию, счастье, и любовь. Размышляя
о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет,
поэтому с такой силой он и восклицает:
Не дай мне бог сойти с
ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
(«Не дай мне бог
сойти с ума», 1833)
Пушкин считает, что цель его
жизни как поэта — «глаголом жечь сердца людей», Он обязан
своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять
их на путь истинный. Размышляя над философской пробпемой смены поколений,
о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает,
что время неумолимо движется вперед, замедлите его ход невозможно, рано
или поздно на его место придут другие.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний
возраст, —
пишет он в стихотворении «Вновь
я посетил...» (1835).
Подводя своеобразный итог
своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). В нем он
подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой
вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит
потомкам:
Нет, весь я не умру —
душа
в заветной лире
Мой прах переживет и тленья
убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном с мире
Жив будет хоть один пиит.
Автор понимает бессмертие
не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
Рассматривая философскую лирику
Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями
пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе,
о назначении поэта и поэзии в обществе. Пушкин, как человек мыслящий,
развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному,понимал и осмысливал
вечные, философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения
и творческого метода.
|