Что такое «обломовщина»?
(по роману И. А. Гончарова «Обломов»).
Н. А. Добролюбов в своей знаменитой
статье «Что такое "обломовщина"?» писал об этом
явлении как о «знамении времени». С его точки зрения, Обломов
— это «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной
строгостью и правильностью». Добролюбов понимал «обломовщину»
социально — как аллегорию крепостного права.
И. А. Гончаров прослеживает
ее страшное влияние на примере одного человека — Ильи Ильича Обломова.
«В Гороховой улице, в одном из больших домов... лежал утром в постели,
на своей квартире, Илья Ильич Обломов»,— такими словами начинается
роман и таким мы узнаем главного героя. Мы видим Обломова за самым его
любимым и привычным занятием — лежанием на диване. Но ведь, когда мы знакомимся
с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет.
Одцако Обломов ничего не хочет знать о труде. По его мнению, для этого
есть другие люди, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства
своей усадьбы, он представляет себе вечное лето, вечное ве-' селье, вкусную
еду и покой. «Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара,
и он скажет вам: "Барин!" Да, я барин и делать ничего не умею!»
— говорит Обломов. Диван, халат и туфли становятся определенными символами
его жизни. Это — символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить,
да и просто выходить из дома. Круг его общения сузился едва ли не до одного
Захара. Суета большого города не для него. Ведь он родился и вырос в Обломовке,
где текла тихая, спокойная жизнь. Такая жизнь и стала обломовским идеалом.
Детству Илюши Обломова посвящена
отдельная глава романа, которая называется «Сон Обломова».
Кода ее читаешь, становится ясно, что Обломовка и есть та почва, на которой
взросла и укоренилась «обломовщина». Это типичный пример крепостного
поместья, где источником существования является труд крепостных крестьян.
Все обитатели Обломовки оторваны
от внешнего мира. Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих
потребностей: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота
в Обломовке». Впрочем, не менее важным «занятием» в
Обломовке считался сон: «всепоглощающий, ничем не гюбе-димый сон,
истинное подобие смерти».
Косность — основа жизни обломовцев.
Они неотступно придерживаются старых традиций
и обычаев, завешанных им предками.
Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их интересуют только бытовые
проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне. Обломовцы никогда
не задаются вопросом: «Зачем дана жизнь?» Их жизнь течет,
«как покойная река», и все дышит «первобытной ленью».
Родители старались уберечь
Илюшу от труда как от тяжкого наказания — ведь для этого существуют «Захар
да еще 300 Захаров». И что же в результате? Илюша Обломов, который
от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на
все окружающее глазами обломовцев. Из-за барского воспитания его «ищущие
проявления силы обратились внутрь и никли, увядая».
«Началось с неумения
одевать чулки, а кончилось - неумением жить.»
Обломов ничего не сумел сделать
полезного ни для общества, ни для себя. Единственное, что он мог, — это
лежать на диване, мечтать и сокрушаться, что «сказка не жизнь, а
жизнь не сказка». Обломову доставляли дискомфорт любые вторжения
в его мирное существование. Такой тревожащей силой стал Андрей Штольц,
который пытался возродить Обломова к жизни. Он всеми силами старался уберечь
своего друга от неминуемой гибели. И на какой-то миг Обломова увлекла
перспектива обновления: «Идти вперед — это значит вдруг сбросить
широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и паутиной
со стен смести паутину с глаз и прозреть». Но боязнь жизни оказалась
сильнее.
Не помогла Обломову и встреча
с Ольгой Ильинской. Сначала любовь захватила его, и он стал мечтать о
счастье. Он даже как будто помолодел. Ольга так же, как и Штольц, пыталась
пробудить Обломова к деятельной жизни, сделать его полезным для общества.
Но ей не удалось этого добиться. «Обломовщина» победила чувство
любви. Обломов испугался новых волнений и тревог, изменения привычного
образа жизни. После разрыва с Ольгой Обломова опять потянуло к прежней
спокойной и ленивой жизни. И он нашел для себя последнее прибежище — дом
Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала для него примерно те же условия,
что были когда-то в Об-ломовке. Таким образом, все вернулось на круги
своя. С Обломовки началась жизнь Ильи Ильича, Обломовкой и закончилась.
Когда-то Ольга спросила Обломова: «Отчего погибло все? Кто проклял
тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» — «Есть,
- сказал он чуть слышно...— "Обломовщина"!»
|