Почему «Сон
Обломова» является образным и смысловым ключом к пониманию всего
романа?
И. А. Гончаров назвал «Сон
Обломова» «увертюрой» всего романа. «Сон Обломова»
сперва появился в свет как «эпизод из неоконченного романа».
Картину, нарисованную Гончаровым,
можно воспринять как некую аллегорию: Обломов-ка— очень яркое и полное
олицетворение «сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни».
Как же «милые обломовцы»
повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного
мальчика?
Очень может быть, что в благоприятных
условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но ему постоянно внушали,
что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров» Когда
Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет
ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он
поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу
и природную живость. Любая ( попытка мальчика сделать что-нибудь самому,
немедленно пресекалась: «Отец и мать, да три тетки в пять голосов
и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька!
Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»
Родители не заботились о том,
чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это
представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые
из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в
ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлитель-'
ного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались
уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич
понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве,
но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи,
походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшеб^
ницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не
жизнь, а жизнь не сказка».
Постепенно Илюша начинает
приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди.
В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила 8
нем всякое стремление к знанию.
Как же живут, как проводят
время хозяева Обломовки? «Сам Обломов — старик тоже не без занятий»,
- с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? «Он целое утро
сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.»
Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь
беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную
часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его
имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в
Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов,
унаследовавший от отца «талант хозяйничания», не знает счета
деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег
столько, сколько нужно.
Мать Илюши тоже занята «делом»:
все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов
и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом.
И ничего удивительного, ведь «забота о пище была первая и главная
жизненная забота в Обломовке».
Учебой Илюшу не загружали.
Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия
в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись
блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в
класс, то задаваемые уроки учил не дальше «той строки, под которой
учитель, задавая урок, проводил ногтем черту». Родители Илюши видели
в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды,
быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них
было, то и учиться, по их мнению, было незачем.
Воздействие на Илюшу обломовской
среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить.
Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться
с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание
добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного
подъема был недолгим.
Первые столкновения с жизнью,
первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда.
Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал
постепенно отгораживаться от мира. Он «простился с толпой друзей»
и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным:
все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем
его в квартире на Гороховой.
|